тел.: 8 (499) 165-38-10; e-mail: izmaylovo@vao.mos.ru;        RSS

Отдел социальной защиты населения

Посетите сайт(откроется в новом окне) Управления социальной защиты населения Восточного административного округа

Начальника отдела - Филимонова Оксана Александровна
Тел.: (499) 367-00-05

О государственной программе «Социальная поддержка жителей
города Москвы на 2012 - 2016 годы»

06.09.2011 Правительство Москвы утвердило государственную программу «Социальная поддержка жителей города Москвы» на 2012-2016 годы.

Государственная программа «Социальная поддержка жителей города Москвы» определяет направления развития активной социальной политики столицы на 2012-2016 годы.

Модернизация всех сфер жизнедеятельности ставит задачу не только сохранить высокий уровень социальной защищенности населения города Москвы, но также повысить ее эффективность, обеспечить достойную жизнь граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сократить масштабы бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения.

Цель Государственной программы – повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения.

В этих целях предстоит провести оптимизацию существующей системы социальной защиты населения путем:

  • улучшения качества социального обслуживания и введения новых форм социальных услуг для населения;
  • повышения эффективности мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресности в оказании социальной помощи жителям города Москвы;
  • сокращения уровня социальной исключенности.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Увеличение до 100 % доли ветеранов Великой Отечественной войны, охваченных социальными услугами от числа обратившихся.
  • Увеличение до 90 % доли инвалидов, охваченных реабилитационными услугами.
  • Увеличение до 84 % доли трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, имеющих трудовые рекомендации.
  • Увеличение до 85 % доли граждан, обеспеченных санаторно-курортным лечением в общем числе граждан, имеющих право на льготное санаторно-курортное обслуживание.
  • Увеличение до 80 % доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, от числа детей – сирот.
  • Увеличение до 48 % доли бедных семей с детьми, вышедших из состояния бедности за счет выплат из бюджета города Москвы, от численности семей с детьми, имеющих душевые доходы ниже величины ПМ до выплаты.
  • Увеличение до 30 % доли жизнеустроенных бездомных граждан, от общего числа обратившихся в социальные учреждения.

Общий объем финансирования программы «Социальная поддержка жителей города Москвы» на пятилетний период, включая все источники финансирования, составит 2 триллиона 100 миллиардов рублей.

При подготовке Программы были учтены следующие демографические, социальные и экономические факторы развития города Москвы:

  • постоянно возрастает количество граждан старше трудоспособного возраста. В настоящее время их численность достигла 24,4% (в среднем по Российской Федерации – 21,7%). Особенно значительными темпами увеличивается доля граждан старше 80 лет, которые испытывают высокую потребность в социальном обслуживании, медико-социальном патронаже и долговременном уходе;
  • повышается рождаемость в Москве, что обусловливает значительную потребность в мерах социальной поддержки и социального обслуживания семей с детьми;
  • растут доходы и уровень жизни населения Москвы, что предопределяет необходимость дополнительных мер по поддержанию социальных стандартов жизнедеятельности москвичей с ограниченными доходами, в первую очередь пожилых людей.

Основными принципами формирования представленной программы являются:

  • смягчение крайних форм неравенства для достижения социальной стабильности населения города Москвы;
  • сохранение и развитие всех публично-нормативных обязательств Правительства Москвы;
  • приоритетное оказание мер социальной поддержки и услуг следующим категориям населения: ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, инвалидам, семьям с детьми, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • обеспечение социальной интеграции всех жителей города, в том числе инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • усиление социальной ответственности граждан, получающих социальную помощь, повышение адресности социальной поддержки, преодоление иждивенчества.

Программа будет реализована в 2 этапа: 2012-2013г.г. (первый этап-оптимизация) и 2014-2016г.г. (второй этап - модернизация).

Она включает 5 подпрограмм, мероприятия которых в комплексе обеспечивают достижение поставленной цели и решение программных задач:

  • Социальная поддержка семей с детьми.
  • Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей.
  • Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
  • Профилактика социальной исключенности.
  • Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы.

1.Подпрограмма «Социальная поддержка семей с детьми» (около 240 млрд.руб.)

Цель подпрограммы – создание условий для социальной и экономической устойчивости семей с детьми.

Задачи программы:

  • Сокращение уровня бедности среди семей с детьми.
  • Развитие адресной помощи для семей с детьми.

В целях материальной поддержки малообеспеченных семей с детьми в возрасте от полутора до трех лет с 1 января 2012 года ежемесячное пособие устанавливается в двойном размере:

  • одиноким матерям – 3 200 руб.;
  • на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и разыскиваемых родителей – 2 400 руб.;
  • на детей из остальных семей – 1 600 руб.;
  • «базовый» размер ежемесячного пособия на детей не льготных категорий будет увеличен до 800 рублей.

С учетом пожеланий многодетных семей с 1 января 2012 года увеличивается размер ежемесячной компенсационной выплаты матерям, родившим 10 и более детей, с 3 000 до 10 000 руб., а также распространяется право на получение ежегодной компенсации к Международному дню семьи на 10-детные семьи, в которых младшие дети уже достигли совершеннолетия.
Также с 1-го января 2012 года увеличивается размер ежемесячных компенсаций родителю, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства, и на ребенка до 18 лет неработающим родителям – инвалидам 1 или 2 группы с 5 000 до 6 000 руб.

В общей сложности данные меры социальной поддержки коснутся около 560 тысяч московских семей, в которых воспитываются почти 800 тысяч детей.

Кроме того, за льготными категориями семей с детьми сохранятся и в дальнейшем будут компенсированы такие меры социальной поддержки, как льготный проезд в городском пассажирском и пригородном железнодорожном транспорте, бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, бесплатный отпуск по рецептам врачей молочных смесей детям 1-го и 2-го года жизни, а также медикаментов детям в возрасте до 3 лет и в возрасте до 18 лет детям из многодетных семей.

Матерям, имеющим 10 и более детей, гарантируется бесплатный отпуск медикаментов и бесплатное зубопротезирование.

Дети и подростки будут обеспечены бесплатными путевками в санаторно-оздоровительные учреждения, расположенные в различных климатических зонах России (Подмосковье, Средняя полоса, Юг), а также в зарубежные здравницы (Словения, Турция, Крым).

В организации оздоровления детей примут участие Департамент образования города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент физической культуры и спорта города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы и др. организации.

В рамках реализации программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016г.г.» будут решаться следующие задачи:

  • модернизация системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, развитие новых технологий и форм, направленных на выявление семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении;
  • расширение перечня услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания семьям с детьми, путем внедрения нестационарных форм работы, с целью профилактики семейного неблагополучия;
  • расширение перечня мероприятий, направленных на повышение ответственности родителей за воспитание и содержание своих детей, путем раннего выявления неблагополучия в семьях и создания школ ответственного родительства;
  • расширение информационного пространства и повышение уровня информированности семей с детьми о системе социальной поддержки.

2.Подпрограмма «Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей» (1,5 трн.руб.)

Цель программы – формирование комфортных условий жизни и активного долголетия старшего поколения.

Задачи программы:

  • Повышение уровня материального обеспечения пенсионеров.
  • Увеличение охвата социальными услугами граждан старшего поколения.

С 2012 года Правительство Москвы устанавливает размер городского социального стандарта 12 тыс. рублей, который предусмотрен для 1млн. 800 тыс. человек. На региональную социальную доплату к пенсии неработающим пенсионерам запланировано на 5 лет более 600 млрд. рублей.

Под особой опекой Правительства Москвы находятся ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.
В этом году мы отмечаем 70-летие битвы под Москвой. В 2015 году будем отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Сегодня в Москве проживает около 200 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны. На поддержку деятельности городских ветеранских организаций предусмотрено выделить в 2012-2016 гг. около 3-х миллиардов рублей.

В целях наиболее полного изучения уровня социальной защиты, материально-бытового положения и индивидуальных потребностей ветеранов проведена работа по всестороннему опросу инвалидов и участников Великой Отечественной войны, что позволило внести соответствующие уточнения в электронные социальные паспорта ветеранов об их потребностях в социальной поддержке.

Планируется вести систематическую, индивидуальную работу с каждым ветераном Великой Отечественной войны, оказывая всестороннюю помощь.

Возрастание численности и доли представителей самых старших возрастных групп увеличивает потребность в медико-социальных услугах и других интенсивных формах социального обслуживания, ориентированных на пожилых людей, нуждающихся в посторонней помощи и заботе.

В городе активно внедряется система «тревожная кнопка» для организации неотложной помощи одиноким престарелым гражданам через учреждения социальной защиты, здравоохранения и других государственных структур города Москвы.

Идет оптимизация сети надомного обслуживания граждан. Программа предусматривает расширение практики предоставления надомных социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, развитие опережающими темпами медико-социального патронажа, услуг социальных сиделок, «санатория на дому» и других интенсивных форм поддержки жизнедеятельности граждан старших возрастных групп.

Запланированы также меры, направленные на поддержание общественной активности, достижение здорового долголетия пожилых жителей Москвы.

Одной из перспективных форм поддержки ветеранов является развитие социального туризма, обеспечивающего возможность реализовать право пожилых людей на отдых, охрану здоровья, социальную реабилитацию.
В 2012-2016 гг. будет продолжена работа по предоставлению гражданам льготных категорий санаторно-курортного лечения. Предусматривается увеличить к 2016 году количество санаторно-курортных путевок, предоставляемых московским льготникам, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, до 160 тысяч. Расходы на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения составят более 21 млрд.руб.

Основные ожидаемые результаты подпрограммы:

  • С 6,5% до 3,0% сокращение доли пенсионеров с душевыми денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума.
  • До 85% довести удельный вес граждан, обеспеченных санаторно-курортным лечением от числа обратившихся.
  • До 100% довести долю ветеранов Великой Отечественной войны, охваченных социальными услугами.
  • До 90% увеличить удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием.

3.Подпрограмма «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения» (150 млрд.руб.)

Цель программы – обеспечение равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Задачи программы:

  • Повышение эффективности оказания реабилитационных услуг.
  • Повышение доступности объектов городской инфраструктуры и рынка труда для инвалидов и других маломобильных групп населения.


Все мероприятия направлены на повышение качества и уровня жизни инвалидов в Москве путем формирования инфраструктуры востребованных услуг во всех сферах жизнедеятельности с учетом индивидуальных потребностей.

Важнейшим блоком подпрограммы является дальнейшее развитие условий и новых форм содействия занятости инвалидов.
В настоящее время на квотируемых рабочих местах на предприятиях и в организациях города работает 32,6 тыс. инвалидов, из которых 2,6 тыс. трудоустроено в текущем году. До конца 2016 года планируется довести этот показатель до 40 тысяч.

За пять лет дополнительно будет создано 12,5 тыс. рабочих мест. При этом предусмотрено не только создание новых рабочих мест, но и сохранение действующих.

В настоящее время удельный вес трудоустроенных инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, составляет 52%. Наша задача выйти на показатель занятости в 84% из числа трудоспособных инвалидов.

Одним из определяющих элементов качества жизни инвалидов является уровень их медицинского обслуживания и социальной реабилитации.

За период 2012-2016 годы планируется открыть 26 реабилитационных учреждений-экспериментальных площадок, использующих в своей деятельности современные методики и технологии. Реализация программных мероприятий позволит охватить реабилитационными услугами к 2016 году 97% инвалидов.

В программе предусмотрено развитие служб проката технических средств реабилитации, а также оснащение потребителей высокотехнологичными реабилитационными изделиями. В целом на технические средства реабилитации (ТСР) из бюджета города планируется израсходовать за 5 лет более 7 млрд. рублей, что позволит обеспечить уже в 2015 году 100% потребности инвалидов города в необходимых средствах реабилитации и протезно-ортопедических изделиях.
Москвичи с различными ограничениями жизнедеятельности испытывают серьезные трудности при передвижению по городу. С целью повышения качества их жизни в городе функционирует городская служба «Социальное такси».

Ежегодно службой выполняется более 170 тысяч заявок и спрос на услуги службы постоянно растет. В рамках программы планируется оснастить все автомобили мобильными терминалами для использования социальной карты москвича, при этом предусмотреть возможность оплаты за наличный расчет.

Программа предусматривает мероприятия по обеспечению доступных условий жизнедеятельности, направленные на решение следующих задач в рамках создания безбарьерной городской среды:

  • приспособление общественных зданий и прилегающих к ним территорий;
  • адаптация дорожной инфраструктуры и средств транспорта;
  • приспособление сложившегося жилищного фонда.

К 2016 году доля всех доступных социально-значимых объектов будет доведена до 85% и до 97% - доля зданий и сооружений, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы. К этому времени будут полностью или частично приспособлены для инвалидов 100% учреждений образования, соцзащиты, культуры, физкультуры и спорта, а также 86% учреждений здравоохранения. Намечено продолжение работ по адаптации жилых домов и дворовых территорий с учетом потребностей инвалидов и маломобильных граждан.

4.Подпрограмма «Профилактика социальной исключенности» (2 млрд.руб.)

Цель программы – преодоление социального сиротства и крайних форм проявления бедности.

Задачи программы:

  • Развитие семейных форм устройства и сопровождения детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.
  • Профилактика и преодоление крайних форм проявления бедности и социальной исключенности.

Подпраграмма «Профилактика социальной исключенности» направлена на преодоление беспризорности, бродяжничества и попрошайничества, крайних форм бедности и социальной уязвимости. В том числе, например, а бродягах, которых в Москве, по данным департамента соцзащиты, больше 10 тысяч.

Социальным работникам вменено в обязанность помочь им восстановить документы, иногда - и неправедно потерянное жилье, найти работу или отправить по месту регистрации. Для таких людей в городе уже открыты 8 учреждений временного пребывания, организовано горячее питание, санобработка, а машины мобильной службы "Социальный патруль" ежедневно курсируют по улицам, подбирая больных и инвалидов.

В программе поставлена задача - увеличить до 30 % долю жизнеустроенных бездомных граждан из числа обратившихся в социальные учреждения.

Впервые в программе нашли отражения мероприятия, направленные на ресоциализацию граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

Кроме того, в подпрограмме представлен раздел, направленный на улучшение эпизоотической и ветеринарно-санитарной обстановки в городе Москве, снижение риска заражения людей болезнями, общими для человека и животных, предотвращение возможного экономического ущерба от распространения заразных болезней животных, в том числе опасных для человека.

5. Подпрограмма «Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы»

(210 млрд.руб.)

Цель программы – повышение эффективности системы социальной поддержки населения.

Задачи программы:

  • Развитие принципов адресного подхода к оказанию нуждающимся гражданам социальной помощи.
  • Развитие сети учреждений социальной защиты, стимулирование негосударственного сектора в сфере предоставления социальных услуг.

Поэтапная работа, направленная на повышение адресности при предоставлении мер социальной поддержки, введение действенного механизма контроля проверки нуждаемости в мерах социальной поддержки для вновь входящих в систему, замену неэффективных с точки зрения социальной справедливости обязательств с одновременным введением новых действенных форм помощи и поддержки.

В рамках модернизации и развития сети учреждений, оказывающих социальные услуги жителям города, предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию ряда стационарных и нестационарных учреждений для различных категорий населения. Работы по строительству и реконструкции учреждений будут осуществляться за счет адресной инвестиционной программы, что позволит построить и реконструировать 17 учреждений и создать свыше 1100 койко-мест.

В рамках административной реформы в соответствии с ФЗ № 83 от 8 мая 2010 года будет повышена эффективность работы 197 учреждений, оказывающих услуги москвичам. Планируется расширить перечень и качество предоставляемых услуг.

Для упрощения порядка оказания государственных услуг и в целях реализации ФЗ № 210 от 27 июля 2010 года, в 2011-2012 годах предусмотрен перевод части государственных услуг в электронный вид. Это позволит гражданам подавать заявления о предоставлении услуг через портал государственных услуг города Москвы без посещения учреждений.

С августа 2011 года открыты два новых учреждения – ГБУ «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг», в которых организована работа специалистов системы социальной защиты. Такие центры будут открыты во всех районах города.

В 2012 году в органах и учреждениях социальной защиты будет осуществляться прием заявлений и выдача универсальной электронной карты гражданам льготных категорий.

В связи с внедрением новых видов и форм социальной поддержки населения, а также расширением объема предоставляемых населению государственных социальных услуг, возникает дополнительная потребность учреждений системы социальной защиты населения в переподготовке и повышении квалификации своих работников.

В настоящее время в системе социальной защиты работает около 50 тысяч специалистов и сотрудников, которые в течение 5 лет должны повысить свою квалификацию.

Программа является межведомственной, в ее реализации участвуют 27 органов исполнительной власти города Москвы, в том числе, 10 префектур.

Программа социальной защиты населения Москвы на 2012–2016 годы – самая дорогостоящая из 18 пятилетних госпрограмм столицы, на ее реализацию предусмотрено 2,1 триллиона рублей. Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу сохранить для москвичей высокий уровень социальных гарантий.

Масштабная государственная программа социальной защиты населения Москвы на 2012–2016 годы придаст новый импульс нашей работе. Благодаря заложенным в этой программе мерам удастся решить самые насущные проблемы ветеранов, участников Великой Отечественной войны, инвалидов, семей с детьми и других категорий граждан.

Реализация задач, поставленных в Программе, позволит повысить уровень и качество жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сократить бедность за счет развития адресных форм социальной защиты населения города Москвы.

В результате реализации программных мероприятий будут внесены соответствующие изменения в существующую систему социальной защиты населения города Москвы.